На главную
Карта сайта
Скандинавия -
Париж
Парижа много
не бывает
Чехия и
Замки Чехии
Черногория Южная
Италия
Статьи о
путешествиях
Полезные
ссылки
Чехия. Замок Карлштейн

        Замок Карлштейн находится в 30 километрах юго-западнее Праги на левом берегу реки Бероунки, в 8,5 км от г. Бероуна. Это один из самых известных чешских замков-крепостей, так как является королевским замком, созданным для хранения святых реликвий и имперских коронационных регалий, а также для проведения торжественных церемоний. Этот замок - символ чешской государственности.
        Дорога к замку от реки Бероунки тянется через деревню того же названия – Карлштейн, причем вдоль дороги расположились многочисленные торговцы различными товарами, в основном, конечно, сувенирами, а также небольшие ресторанчики. Когда проходишь по этой дороге, почему-то возникает ассоциация с замком, о котором писал Кафка.
        Замок Карлштейн основан в 1348г. Карлом IV. Первый камень Карлштейна (кстати, название замка переводится как "Карлов Камень") был заложен Арноштом из Пардубице, первым архиепископом Праги и ближайшим советником короля. Его строительство продлилось 17 лет, во время которых было построено 5 главных объектов. То есть, Студничная башня, бургграфство, императорский дворец, в котором находились комнаты короля, Малая башня, и Большая башня, в середине которой расположена знаменитая часовня святого Креста. В 1365 году было освящено "сердце замка" - часовня святого Креста и в этот же день сюда были перевезены коронационные регалии. Именно в эту капеллу в XIV столетии укладывали на хранение одну из самых ценных европейских корон - корону Священной римской империи. Полностью же строительство было завершено лишь через 20 лет. Одновременно с завершением строительства велись работы по отделке и украшению интерьеров замка.
        В Карлштейне император собирал наиболее ценные вещи для всего христианства: копье святого Лонгина, большой кусок дерева креста Христова, на котором остались видны отверстия от гвоздей, губку, приобретенную в Мантуе в монастыре бенедиктинцев святого Андрея, и два терна из венца Христова, что хранились в церкви Сен-Шапель в Париже и были подаренны французским королем.
        В XIX столетии происходила романтическая реставрация крепости - тогда Карлштейн и приобрел свой современный вид.
        В работах по украшению замка принимали участие М.Вюрмсер, Т.да Модена, а также самый известный из художников чешского готического искусства - Мастер Теодорик. За уникальные художественные работы по оформлению интерьеров он был пожалован усадьбой на Можине и другими привелегиями.
        В то время Карл лично следил за окончанием этих работ, часто останавливаясь в замке. В последний раз король был в замке за два года до смерти в 1376 г. вместе со своим сыном (от второго брака) и наследником Вацлавом IV, который также любил посещать замок со своей первой женой.

        Замок Карлштейн исключителен не только самой целью его основания, но и оригинальностью архитектурного решения постройки. В его основу был заложен принцип ступенчатого расположения зданий входящих в архитектурный ансамбль замка. Начиная от колодезной башни, каждое последующее сооружений возвышается над предыдущим, а вершину этого ансамбля знаменует Большая башня, в которой расположена капелла св. Креста. Именно здесь был помещён набор реликвий, включая имперские коронационные регалии. В ней король приказывает потолок и стены украсить четырьмя тысячами пластин из яшмы, агата, оникса и аметиста, обрамленные золотыми пластинами с личным гербом Карла и чешским львом. Солнечный луч, один раз, проникнувший внутрь, не исчезает, блуждая и отражаясь в тысячах полированных поверхностей каменных осколков. Над головой нависает венецианское стекло с изображением солнца, луны и звезд. Самое ценное в часовне - это алтарь со 130 изображениями святых и пап. Среди портретов есть и изображение императора Карла Великого, дальнего предка богемского короля, которому он старается подражать.
        На самом нижнем и наименее значимом уровне Карл строит наружный двор, на котором стоит бургграфство и слуги занимаются хозяйственными работами: стирают белье, пекут хлеб, куют оружие и складируют припасы. Здесь же находится самая нижняя колодезная башня, нависающая над речкой Берункой. В этой постройке находится мощный барабан колодца, с помощью которого всего лишь два человека за несколько минут поднимают наверх сразу 12 литров воды. Тот, кто обладал этой башней - владел замком. Не единожды армия врагов пыталась захватить Карлштейн. Сколько погибло воинов на склонах Княжьей горы! А ведь всего лишь необходимо было отрезать крепость от воды или отравить ее. За всю историю замка эта тайна так и не станет достоянием врагов. Ступенчатая схема композиции замка исходила из символизма Святой горы в Иерусалиме. Согласно средневековой космографии, Иерусалим считался точным центром мира.
        Восхождение на Карлштейн было задумано как земное паломничество к отдалённой вершине, и должно было служить символической заменой святой палестинской вершины. Дорога вела паломников, включая императора к символам вечного спасения в несколько этапов, через отдельные святыни, связанные между собой. Первые из них, были помещены в императорском дворце, следующие – в так называемой Марианской капелле, а самые значительные находились в Большой башне. Именно здесь были помещены имперские коронационные регалии, мощи всех святых и другие реликвии, приобретенные Карла IV. Таким образом, являлся важным центром средневековой Римской империи.
        Все в этом замке было устроено по его желанию и мировоззрению. Здесь он непросто находился в безопасности со своими святынями, - он был ближе к Богу. Это место было выбрано не случайно, ибо так воплощались его, императора, мечты и чаяния. Крепость была «изумительной оправой для его бриллиантов». Да и само укрепление носило его имя - Карлштейн.
        В начале гуситских беспорядков, в страхе перед надвигающимися войнами, в Карлштейн были перевезены чешские коронационные регалии и целый ряд сокровищ из многих монастырей, в частности, из Збраславского монастыря. Так в капелле св. Креста некоторое время хранились вместе чешские и имперские регалии из Пражского Града.
        Предосторожности были не напрасны - повстанцам удалось удерживать Прагу и Пражский Град вплоть до 1434 года.
        Гуситы попробовали взять приступом и Карлштейн, однако заняв все окружающие холмы, и обстреливая стены замка камнями и зажженной паклей, они простояли в 1427 году 7 месяцев под стенами замка, но не пробились даже во внутренний двор.
        Император Сигизмунд (1368-1437), второй сын Карла IV, печально известный смертным приговором Яну Гусу, приказал вывезти из Карлштейна все сокровища, но к тому времени, когда Богемия признала Сигизмунда своим королем, чешские регалии в 1436 г. уже были возвращены в Карлштейн.
        Несмотря на это имперские сокровища навсегда остались за пределами Чехии и до сегодняшнего дня составляют часть сокровищницы в Вене.
        При короле Владиславе Ягеллонском происходит новый всплеск величия Карлштейна. В это время проводится масштабная реконструкция дворца и других построек, в первую очередь, бургграфского комплекса замка в готическом стиле.
        После большого пожара в Праге в 1541 г., когда сгорело большое количество судебных книг, было решено перенести копии сгоревших подлинников в Карлштейн, где уже находился большой архив грамот и летописей.

        В 1609 г. в замок с великими почестями был передан на хранение знаменитый высочайший указ императора Рудольфа II, объявляющий свободу вероисповедания в государстве. При Рудольфе проводятся ремонтные работы и реконструкция замка в стиле ренессанс
        В начале Тридцатилетней войны сокровища чешской короны из предосторожности были перевезены в Пражский град.
        В 1620 г. Карлштейн был осажден шведами, им даже удалось порваться за первую линию укреплений, но дальше они не прошли.
        В целом Карлштейн за свою историю страдал больше от защитников, чем от осажденных. Почти каждый из солдат гарнизона считал своим долгом прихватить что-нибудь "на память".
        В 1625 г., после подавления чешского сословного восстания, император Фердинанд II ликвидировал карлштейнское бургграфство, понизив статус града до деревенской усадьбы, а сам замок с прилегающими угодьями, ставший приданым чешских королев, подарил жене Элеоноре. Последняя заложила его Яну Кавке из Ржичан, усугубив его упадок. Этому роду замок принадлежал до начала XVIII века. Тогда же все сокровища Карла IV были окончательно переправлены в Пражский град. Реликвий было огромне количество, хранились они в 22-х огромных шкафах. Именно они и составили основную часть знаменитой сокровищницы града в Соборе Св. Вита.
        Вдове императора Леопольда удалось вернуть Карлштейн, выплатив залог.
        Мария Терезия, владевшая замком после Елизаветы (жены Карла Габсбурского), передает его градчанскому Пансиону благородных девиц. Новые владелицы использовали замок в основном в хозяйственных целях, иногда служа мессы в некоторых капеллах. Пансион считается последним владельцем объекта до перехода его в собственность государства.
        Когда Карлштейн в 1812 году посетил император Франц I Стефан вместе с дочерью Луизой, государь решил срочно начать реставрационные работы для спасения ветшающего замка и даже выделил финансовые средства.
        Однако в общей суматохе Франц приказал вывезти из Карлштейна в Вену часть его первоначальной обстановки, включая даже часть деревянной обивки стен.
        Более гуманно поступил император Франц Иосиф I, поручив вести реставрационные работы Центральной комиссии по охране памятников под руководством Ф.Шмидта (профессора Венской академии художеств, который впоследствии передал руководство своему ученику Иосифу Моккеру. Последний прославился тем, что восстановил множество замков в Чехии и в частности сумел закончить строительство Собора Св. Вита в Пражском Граде.
        Архитектор Моккер посвятил Карлштейну все последние годы своей жизни. Его заслуга (как, впрочем, и большой повод для нападок) в том, что реконструкция велась (выбранным Моккером раз и навсегда) методом пуризма, цель которого достижение чистоты архитектурного стиля памятника, типичного для средневековья, отстранение других стилей (напр., были снесены все пристройки ренессансного бургграфства), что имеет исключительную художественно-историческую ценность. Благодаря Моккеровской реконструкции, мы можем видеть град глазами современника чешского "Карла Великого".
        Впрочем, некоторые специалисты утверждают, что Карл IV не узнал бы свой замок после "восстановительных работ" с использованием портлендского цемента. Считают, что по этой причине ЮНЕСКО не спешит признавать замок объектом Всемирного наследия. Впрочем, такие тонкости, видимо, мало волнуют туристов, по числу которых Карлштейн занимает второе место в Чехии после Праги.
        Сейчас замок открыт для туристов, в программу экскурсии входит осмотр Большой башни, с часовней св. Креста, стены и потолок которой украшены полудрагоценными камнями и коллекции из 129 картин работы Магистра Теодорика; посещение Зала предков, с портретами чешских правителей; часовни св. Катерины, с настенными фресками XIV века, осмотр других помещений.


На главную страницу
   
 


© 2008-2013 по всем вопросам обращаться traveller35@mail.ru Ирина и Александр
Информация

ЧЕХИЯ

1. Замок Глубока над Влтавой
2. Замок Чешский Штернберк
3. Замок Троя
4. Пражский зоопарк
5. Замок Конопиште
6. Кутна Гора
7. Замок Карлштейн
8. Чешский Крумлов
9. Замок Локет

ФОТОГРАФИИ ЗАМКА КАРЛШТЕЙН

Карлштейн. Дорога к замку
Карлштейн. Виды замка и замковые постройки
Карлштейн. Окрестности замка