На главную
Полезные
ссылки
Увидеть Париж и умереть…

Очередным городом нашего путешествия был Антверпен (Бельгия), в который мы прибыли после 22 часов. За плечами были бессонная ночь и утомительный переезд под палящим солнцем. Чувствовалось, что город очень красивый, но разглядеть что-либо в темноте было сложно - кошачьими способностями мы не обладаем. Поэтому на ночную пешеходную экскурсию мы не пошли и сели на скамеечку недалеко от места стоянки нашего автобуса. Фотографировать, естественно, было невозможно, мы и не пытались. Правда заметили: несмотря на позднее время, жизнь в городе еще не затихла - работали уличные кафе, за столиками сидели люди.
        К сожалению, здесь придется констатировать - Бельгии в нашей программе не было, транзитный проезд по этой стране в темноте и часовую ночную экскурсию по Антверпену без специальных приборов ночного видения, посещением страны нельзя назвать даже с очень большой натяжкой. Даже ни одной фотографии не осталось.
        Наконец-то, около полуночи, выехали из Антверпена и взяли курс на Францию. Границу уже никто не заметил, так как все спали, поэтому Франция была единственной страной, которую мы не приветствовали при въезде. Где-то после 2-х часов ночи мы разместились в отеле в Лилле и это был наш первый (и единственный!) комфортабельный ночлег за всю поездку (если, конечно, не считать 2 ночи на паромах, но там было тесно). Помывшись под душем и мельком тупо глянув на экран телевизора, мы замертво упали спать. Утром мы спустились в столовую для легкого завтрака, который представлял собой «шведский стол», содержащий булочки, круассаны, маленькие порции джема и сливочного масла, чай, кофе, какао, сок. Когда мы вошли, там уже завтракали три человека из нашей группы (кстати, среди них одна девушка свободно говорила на французском языке), мы тоже последовали их примеру. Затем подошли все остальные и, остановившись у входа, стали ждать команду. Стояли толпой, пока не дошло: это для них и можно войти (издержки советского воспитания). Затем вся группа снова погрузилась в свой автобус и в 10-30 двинулась в сторону Парижа.
        По дороге наша сопровождающая сообщила: «Сейчас в Париже +41°С». Это утром! Кстати после поездки выяснилось - наши родные переживали за нас всерьез, слушая программы новостей, где говорилось о тысячах умерших в эти дни в Париже людей, у которых сердце не выдержало такой жуткой жары. Поэтому крылатые слова «Увидеть Париж и умереть!» вполне могли для нас сбыться буквально. Но русские люди, видимо, крепче французов. По крайней мере, из нашей группы все вернулись домой живыми (насчет здоровья не знаю).
        И вот он, Париж! Как-то сразу отошли на задний план все тяготы пути, даже жара на время отступила - настолько грандиозное и до боли знакомое зрелище открывалось перед нами. Мимо проплывали чудесные дома, виднелись купола соборов. Да, Париж стоит любви и восхищения многих поколений!
        Сразу же началась обзорная экскурсия по городу. Мы проезжали по Елисейским полям, любовались Триумфальной аркой и Эйфелевой башней, останавливались около Нотр-Дама. Там в это время шла служба и пел хор. Не знаю, как другие, но я до сих пор ни в одном храме не испытывала такого волнения. Возможно, заговорила частица католической крови.
        Останавливались и у Дома Инвалидов - самой знаменитой гробницы Франции, куда 15 декабря 1840 года проследовал кортеж с прахом Наполеона-Бонапарта и где с тех пор он покоится под саркофагом из порфира в шести гробах, вложенных один в другой. Архитектурный комплекс включает также и красивый сад, созданный Робертом Cotte в 1720 году.
        Была еще на нашем пути остановка около Гранд Опера, откуда мы затем отправились на экскурсию в музей парфюмерии Fragonard, находящийся неподалеку. Там симпатичная Агнешка, путая иногда русские слова с польскими, провела экскурсию с нашей группой и рассказала об истории создания духов, а также о технологии их производства. Было довольно забавно слушать, как некоторые пожилые учительницы из нашей группы ее поправляли, а она при этом, хоть и с улыбкой, но обижалась и говорила, что больше ничего рассказывать нам не будет, но затем, все-таки, продолжала. В конце нам было предложено купить понравившиеся духи, выбрав из довольно большого количества представленных ароматов. У женщин разбегались глаза, все эти ароматы на втором десятке уже переставали запоминаться и даже различаться, а мужчины тем временем отдыхали от жары около мощно работавших кондиционеров. Небольшой фирменный флакончик духов там стоил 35 Є, поэтому многие покупали наборы малюсеньких пробничков за 18 Є, которые потом можно было использовать в качестве сувениров. Правда, в этих флакончиках, скорее всего, была туалетная вода, так как при употреблении по назначению запах выветривался моментально.
        Где-то к 18 часам экскурсия закончилась и нас повезли размещаться в отель. И тут выяснилось следующее: во-первых, нас предстоит разместить не в одном, а аж в трех отелях, причем наша группа разбивалась, у 22 человек были путевки дольше на 1 день и они присоединялись к другой группе, а к нам от них переходило 18 человек. Говорили, правда, перетасовывались целых три группы. А во-вторых, отели эти находились на Монмартре, причем в той его части, где живут арабы и африканцы, поэтому нам объяснили про необходимость очень внимательно следить за сумками, чтобы не выхватили. Автобус петлял по узким улочкам, застревал и порой не мог развернуться, а мы из окна смотрели, как двое полицейских крушат скарб уличного торговца кукурузой, а затем бегут догонять кого-то, а тем временем один чернокожий африканец ворует с прилавка на улице какой-то товар, а другой, выскочив из магазина, у него отнимает украденное. По улице около тротуара течет вода, на тротуарах довольно грязно и белых лиц почти не видно. Экзотика, конечно, но при мысли, что нам предстоит тут жить 3 дня, становилось немного жутковато. Покупая путевки, мы понимали, что особого комфорта в отелях ** ожидать не стоит, но как-то не подумали о возможном окружении.

Наконец добрались до места высадки и нас повели в отель, где довольно быстро дали ключ от номера на 6 этаже. Тут стоит заметить, что первый этаж считается нулевым и отсчет ведется со второго, так что по-нашему мы поселились на 7-ом. Поднялись под самую крышу и открыли номер. Стол, одна широкая кровать, вешалка, стул. Санузел крохотный, в одной половине душ с перегородкой, в другой - унитаз, а над ним раковина почти вплотную. Номер был нам предоставлен как двухместный, но по этому поводу возникали вполне обоснованные сомнения. Правда, был еще балкон, что при такой жаркой погоде оказалось не лишним, по крайней мере, ночью.
        Соорудили ужин из еды, взятой из дома (консервы, вермишель, чай, кофе, печенье) и поехали на экскурсию по ночному Парижу, которую за отдельную плату организовала наша сопровождающая. Сначала, вернее, добрались до набережной Сены, откуда группа наших туристов отправилась кататься на кораблике, мы же в это время гуляли по окрестностям и фотографировали ночной Париж. Получилась даже неплохая фотография Эйфелевой башни с бегающими огоньками. На фото, правда, не видно, как они бегают, но все равно красиво. А затем, когда наши попутчики вернулись из плавания, все вместе отправились на автобусе по ночному городу. Здорово, конечно, но далеко не все можно было разглядеть. Если, например, Елисейские поля были освещены почти до идеальной видимости, то в районе Дефанс угадывались лишь силуэты темных высотных зданий на фоне такого же темного неба.
        Вернулись в отель около 1 часа ночи и попытались спать, что по такой жаре удалось весьма относительно. Утром нас ожидал такой же невозможно жаркий день и новые экскурсии.